Еврей - всех любящий учитель — часть 1.
Разрабатывая новую концепцию, я периодически возвращаюсь к важному вопросу — «зачем?».
Зачем необходимо человечеству обновление мировозрения на интегральной основе.
Существуют ответы на разных уровнях, мы сейчас попробуем сформулировать один из «верхних».
Представьте себе две силы, которые должны взаимодействовать между собой.
В физике о них говорится с помощью законов Ньютона.
В мета-физике — другие законы.
Если две эти силы относятся друг к другу с негативом — то мы входим в зону конфликтологии.
Там действует принцип «закона с нулевой суммой» — если один выигрывает, то другой проигрывает.
И в этом случае — важно быть более сильным, чтобы не проиграть.
При этом если более сильная сила — выражает нелюбовь к более слабой, то более слабая — отвечает ей взаимностью.
Возникает вопрос — кто виноват в раздувании конфликта.
Ответ — более сильный — так как, то что он получил силы обозначает, что он отвечает за ситуацию.
Интересный вариант, когда у нас есть много сил, и одна из них — претендует на роль избранной, выделенной.
Если эта избранная сила выражает нелюбовь ко всем остальным, то все остальные силы — оказываются объединенными в своей нелюбви — к этой избранной силе.
Этот феномен называется «против кого мы дружим».
Получается, что эта главная сила — создает в мире фактор нелюбви к себе тем, что устанавливает нелюбовь к остальным.
= — = — =
Если мы посмотрим на историю еврейских религиозных отношений ко всему миру, то мы увидим, что на духовном уровне — религиозность евреев включала в себя фактор нелюбви к остальным народам.
У этого были объективные причины и объяснения.
Мудрецы — боялись двух вещей.
а) они боялись нашего растворения, поэтому — строили стены гетто изнутри, дабы евреи — не начали смешиваться с народами мира (не ушли изнутри — наружу).
И мы видим, что опасения были обоснованными — на примере эллинизации во времена Хануки. Множество евреев увлеклось греческой культурой.
б) и мудрецы боялись внешней экспансии и враждебной агрессии— чтобы другие силы не ворвались снаружи вовнутрь — или с целью обидеть или с целью искусить.
= — = — =
При этом — к другим евреям (соплеменникам) нам положено было быть позитивными. Мы должны любить других евреев, но ненавидеть их проступки, отделяя людей от их дел, чтобы сохранять позитивные чувства внутри народа.
= — = — =
Другие народы — в наших глазах — не пользовались таким же подходом — мы предпочитали не любить сами народы.
= — = — =
Если рассмотреть сюжеты их Торы, то там виден «паттерн» — «Он — первый начал».
Так Ишмаэль и Эйсав не любили Ицхака и Яакова за то, что мы отобрали у них первенство.
И далее — согласно Торе, евреи уже отвечали взаимностью — на их обиду на нас.
Но — если мы более сознательные и ответственные, то мы не имеем право идти на поводу оппонента.
«Он — первый начал», но я не обязан — следовать его программе, если я осознаю — свою более важную и ответственную позицию в мире.
= — = — =
При этом — когда Яаков «скрестил руки», благословив Эфраима и Менаше так, что младший получил большее благословение — мы видим, что братья не обиделись, и конфликт не возник.
Итак, подведем итог первой части.
Народы мира по разным причинам — не любили евреев. Мы отвечали им взаимностью.
При этом, будучи более зрелыми, мы принимали навязываемые нам правила «игры» и в результате — мы оказались в ситуации — «все против нас» и «мы против всех».
Но даже если все они «первые начали», мы — как более зрелые — не обязаны были соглашаться с их подходом, а должны были найти способ — сломать эту незрелую программу.
Часть вторая — наша цель.
Какой может быть альтернативный подход?
Еврей — на правах более зрелого — должен принять решение поменять свое отношение ко второй стороне и вместо оппонента — рассматривать его как партнера.
Вместо неприязни мы должны начать предлагать системе конструктивные — партнерские отношения.
Если мы будем делать это правильно, то найдется наиболее сознательная часть среди народов мира, которая станет отвечать нам взаимностью.
Те силы, которые начнут относиться к нам с приязнью — включатся в программу «Благословляющий тебя будет благословлен». Они увидят, что их приязнь к нам — дает позитивный эффект в их жизни.
У нас заработает новая ситуация — обе стороны из оппонентов превратятся в партнеров.
Мы можем помочь «иудо-филам» — увидеть результат благословения.
И мы должны помочь им — предъявить этот результат остальным, чтобы те, кто продолжают нас не любить — «почувствовали разницу» между процветанием тех, кто «нас благословляет» и загниванием тех, кто «нас проклинает».
= — = — =
Вы скажете — а как же поменять старую программу?
И здесь мы увидим важность подхода рава Кука — в его широком смысле.
Раньше — когда мы анализировали идеологию и религию другой культуры — мы фокусировались на ее недостатках. Это давало нам повод — подтвердить свою политику неприязни.
Мы заявляли — «они делают это неправильно» и за это «мы их не любим».
Говоря с помозщью метафоры «полу-полного полу-пустого стакана» — мы указывали им на полу-пустой стакан, на их недостатки — и на основании этого — убеждали себя в нашем праве их не любить.
Пользуясь подходом рава Кука — мы говорим, что у народов мира есть «полу-полный стакан» — это искры, которые присутствуют в другом, и «полу-пустой стакан» — это клипот у другого.
Мы должны сделать следующее — мы должны начать любить других за их «полу-полный стакан», за те искры, которые освоил их народ. И не обязательно — это должны быть оригинальные искры, которых нет у нас, любая искра — достойна уважения.
И мы должны не ненавидеть их за их клипот, а на правах учителя — помогать им избавляться от этих клипот, чтобы они становились лучше.
= — = — =
Мы сейчас увидели интересную метафору.
Вс-вышний дал нам роль «учителя народов». И мы должны относиться к народам — как к ученикам.
Любить учеников за их достоинства, и помогать ученикам — избавляться от их недостатков.
И если нерадивый ученик начинает не любить учителя, умный учитель — не имеет права не любить ученика — оправдываясь принципом взаимности.
Заявляя как маленький ребенок — «а он первый начал!»
Когда учитель — с любовью воспитывает ученика, помогая ему стать лучше — в результате и ученик — начинает понимать, что учитель желает ему добра. Постепенно такой ученик — меняет свое незрелое отношение и начинает любить и ценить учителя, отвечая учителю взаимностью.
= — = — =
Цель нашего интегрального подхода — включить сначала в евреях, а потом и в народах мира модель отношений «Любящий учитель — благодарные ученики».
Мы должны первыми сознательно включить в себе этот принцип. Так как мы — религиозные евреи считаем себя более продвинутыми (а не только избранными), то вводя в действие этот принцип — мы можем переломить старую программу «все — против нас», активируя новую программу — «мы — всех любим, и помогаем всем стать лучше, избавляясь от недостатков».
= — = — =
Возможно — именно в этом и заключается суть мошиахального этапа мироздания.
Сказано, что когда придет Мошиах — все станут его уважать и слушаться.
При этом есть два сценария — силовой и правильный.
Силовой сценарий — говорит о том, что все на всех обозлятся, все со всеми перессорятся и перебьют друг друга. И тогда Б-г заставит насильно оставшихся в живых — принять Мошиаха.
При этом — все оставшиеся в-живых, из страха перед Б-гом — согласятся на власть Мошиаха.
Правильный сценарий действует по другому.
Мы начинаем менять свой подход и народы мира — следуя за нами, меняют свой подход, начинают слышать наши «уроки» и становятся праведными.
И тогда естественным путем — лидер евреев становится лидером и для всех народов мира.
= — = — =
При этом — возникает два ценных процесса.
Во-первых, мы учим народы мира — как идти по пути добра и истины.
Во-вторых, отдельные важные вещи — мы берем и у других народов, так как через них Б-г также дает отдельные важные аспекты мудрости.
= — = — =
Стоит обратить внимание на любопытный процесс.
В светском еврейском мире — эта тенденция любви к народам мира проявляется в гипертрофированном виде.
Светские евреи — изобретают новые технологии и несут их народам мира (в отличие от религиозных евреев, которые ни с кем из других народов не делятся своими знаниями).
Светские евреи — в прямом смысле любят представителей других народов — создавая межнациональные браки.
= — = — =
Мы видим в ситуации две крайности.
Религиозный мир «окопался» по принципу — «все они наши враги».
Светский мир — пытается целиком раствориться в окружающих народах.
= — = — =
Описанный нами подход позволяет выработать не только правильную — но и объединяющую парадигму, при которой обе части еврейского народа — вернутся к цельности.
Религиозный говорит — «Я самый умный» (искра) и «Я всех не люблю» (клипа)
Светский говорит — «Я такой же как все» (клипа) и «Я всех люблю» (искра).
Объединив искры двух частей народа мы получим — «Я самый умный» (роль учителя) и «Я всех люблю» (и помогаю ученикам стать лучше).
= — = — =
Кстати, когда религиозный еврей — на предложение учить народы мира — заявляет, что у него с трудом хватает сил на своих соплеменников — это выглядит подобно ситуации: когда учителя посылают в школу учить учеников, а он отвечает — «я посижу дома, так как у меня с трудом хватает времени -учить своих детей».
Дети учителя — очень важны, но с точки зрения работы — с него спрашивают за учеников.
(продолжение следует)
Оставить комментарий на сайте автора статьи.